Моделирование управляющих воздействий в продольном движении
Передаточные функции самолета в продольном короткопериодическом вынужденном движении по управляющим воздействиям. Управляющими воздействиями, наиболее существенно влияющими на параметры продольного короткопериодического движения, являются отклонения рулей высоты А§в, органов управления подъемной силой А5у и органов управления тягой А5р. Рассмотрим модель продольного короткопериодического вынужденного движения самолета при наличии управляющих воздействий
Вектор-столбец входа по управляющим воздействиям в продольном короткопериодическом движении
MatHT-CAMt) A5y(t) A8p(t)]. (3.79)
В* |
![]() |
![]() |
Матрица входа по управляющим воздействиям в продольном короткопериодическом движении
Дополним уравнение состояния (3.78) уравнением выхода
‘ Упж(0 = CnIxnK(t), (3.81)
где Упк(1)_вектоР’столбец выхода в продольном короткопериодическом движении; Спк-матрица выхода в продольном короткопериодическом движении.
Пусть вектор выхода ym(t) совпадает с вектором переменных состояния xnK(t). Тогда Спк = I, где I-единичная матрица одинаковой размерности с вектором *П« ДОУравнение выхода (3.81) устанавливает однозначное соответствие между переменными состояния и выходными переменными. Применим к уравнениям (3.78) и (3.81) преобразование Лапласа:
р ХПІ (Р) = Апк ХП£ (Р) + Хпк (0) + BL UL (Р),
Yni(p) = 1Хпк(р), (3.82)
откуда, исключая Хпк (р) и полагая Хпк (0) = 0, найдем
V„(P) = l(pl — А.) -1 BL и;,(р). (3.83)
Определим матрицу передаточных функций самолета в продольном короткопериодическом движении по управляющим воздействиям как отношение преобразования Лапласа вектора выхода YnK (р) к преобразованию Лапласа вектора входа UL(p) при нулевых начальных условиях:
v fnl ( ,
WL(P) = = I (pi — A^T’BL = (pi — A^r’BL = ФПЇ(р) BL — (3.84)
U n. (PI
Переходная матрица состояния продольного короткопериодичёского движения самолета
Фпк(р)=(р1-Апк)-1 =(Фпк(р))-1. (3.84)
Элементами матрицы WnK (р) являются передаточные функции самолета по соответствующим параметрам вектора выхода YnK(p), совпадающего в рассматриваемом случае с вектором переменных состояния продольного
81
А (р) A(pjdojn* ° і ч 1 _ 1 ((Р _ аи, а> Д du, wt ага, д р |
короткопериодического движения хП1(р), на управляющие воздействия UUp)
Матрица передаточных функций самолета в продольном короткопериодическом движении имеет вид:
Д(р)а<м*’ |
Д(р) ^А^ V* + |
-^[а ,• Д(р) шЛ |
’ (р Дцд) |
"F аа.6, а<ог, а ] |
‘(р-0 + а^Ра1 |
-Е_а • Д(р) |
Д р) ^A’V», + |
р Щ [а«Аа«% + |
^а, ю7 |
‘V(p-a<0^)] |
|
1 Д(р)а“Л‘ |
д(р) ^а“А аи-™« ’ |
1 г Д(р)1а“Аа^ |
•(Р-аа, а) |
(Р |
*(Р“а«.) + аА’ |
^),toz ^oz, a і |
(3.90)
Определим характеристики матрицы передаточных функций.
![]() |
![]() |
![]() |
Время недемпфированных продольных короткопериодических колебаний
Относительный коэффициент демпфирования продольных короткопериодических колебаний
к |ю*1 |
![]() |
![]() |
1 Vе
Коэффициент усиления по угловой скорости тангажа при отклонении руля высоты
йъкК
^а,£г * ^Rr . Коэффициент усиления по углу атаки при отклонении органа непосредственного управления подъемной силой |
вЕ, сог За+а ^а,<рЕ ’ **ci)2>a |
F*; м«; i*«ki |
*co.,coz ^а, а **а,(о. со.,а |
аа,8р * acoz,8 — a«z,8p * аП, а К^К+ ~ ^ ЙR, ‘ усиления по углу атаки при отклонении орга] а — s ‘аа. ш — а-к ‘ а MRP + FVP(M + MR ) |
w*-.-м8: + + мйКі) |
![]() |
|
![]() |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
![]() |
|
|
|
|
|
![]() |
|
|
|
![]() |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
![]() |
|
|
|
|
|
|
|
Лх„, |
Д6 |
W (р) |
Лх„. |
Дй |
W (р) |
А5В |
Д5 ФОеР+П w. * ,_________________ -_____________________ |
Да |
ч |
каР(ТроР + О |
|
Т ‘ Дш, VK/ 3 Т0р1 + 2Та^р+ 1 |
™ Да (Р) — — у у Т2р* + 2Та^р+ 1 |
||||
Дш2 |
Ч |
д6 ^МІГуР+О Wa0> /пі |
Ч |
ДЕ> к8, (Твр + 1) |
|
™Д Т„рг + 2Т(1^р+ 1 |
WAv IPJ у Т„р2 + 2Тй^р+1 |
||||
AS, |
« ^СГ, Р+1) |
До |
Ч |
Д6 к^СГтР+і) |
|
Т^р^ + 2Та^р+1 |
wAu 1PJ — , Тцр2 + 2Тп^ар + 1 |
||||
AS. |
к8- wM.(nv а |
Д8р |
д5 к8:(ТрР+1) |
||
w Да — Т„Р2 + 2Тв$вр + 1 |
w Ди КРІ — у Tftp2 + 2Тц^цр + 1 |
||||
Да |
Ч |
к8′(Туир + 1) |
|||
w Да! PJ : т^ + гт^р+і |
Тогда передаточные функции с учетом обозначений (3.91)-(3.92) сведем в табл. 3.1. ■
Передаточные функции самолета в продольном длиннопериодическом вынужденном движении по управляющим воздействиям. Управляющими воздействиями, наиболее существенно влияющими на параметры продольного длиннопериодического движения, являются отклонения органов управления продольной силой А8Х, подъемной силой Д8у и тягой А8р. Рассмотрим модель продольного длиннопериодического вынужденного движения при наличии управляющих воздействий
» хпд (I) = Апдхпд (1) + B^uUt) • (3.102)
Вектор-столбец входа по управляющим воздействиям в продольном длиннопериодическом движении
[< (t)]т = [Д8Ж(t) Д8У(t) А8Р(t)]. (3.103)
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Матрица входа по управляющим воздействиям в продольном длинно — периодическом движении
Дополним уравнение состояния (3.102) уравнением выхода
ynfl(t) = Ixnjl(t) = xI1H(t))
где упд(1Ь вектор-столбец выхода в продольном длиннопериодическом движении, совпадающий с вектором переменных состояния хпд (t).
Определим передаточную матрицу самолета в продольном длиннопериодическом движении по управляющим воздействиям (р) при нулевых начальных условиях следующим, образом:
W’» = = СРЇ — Аш. Г1в£д = (3.106)
^ пд (р)
где Фпд (р) — переходная матрица состояния продольного длиннопериодического движения самолета.
<Й* |
![]() |
![]() |
Элементами матрицы (р) являются передаточные функции самолета по соответствующим параметрам вектора выхода Уад(р), совпадающего с вектором переменных состояния продольного длиннопериодического движения хпд(р). Причем элементы матрицы W£A(p) определяются по отношению к отрицательным отклонениям Д5х(р), Д8у(р), Д8р(р):
Относительный коэффициент демпфирования длиннопериодических колебаний
„ (aV, a aV, u) aV, V j J aV, u Lae, o a0,vJ
a™,,a — ’ “»/
![]() |
![]() |
— PI, — к?.] X
![]() |
![]() |
![]() |
Коэффициент усиления по скорости в длиннопериодическом движении при отклонении органа управления продольной силой
![]() |
![]() |
![]() |
Коэффициент усиления по скорости в длиннопериодическом движении при отклонении органа управления подъемной силой
Коэффициент усиления по скорости в длиннопериодическом движении при отклонении органа управления тягой
aV,51.
JaV, ol ~~—- ае, а — a0,v
Коэффициент усиления по углу наклона траектории в длиннопериодическом движении при отклонении органа управления продольной силой
р, б
av,« F х
Д’п, |
Д8 |
W(p) |
Д5 |
W(F) ■ |
|
AS, |
к^ТвР |
. s, |
|||
W^(W-T^ + 2Tv§vp+l |
ie(W Тур2 + 2TV4V p + 1 |
||||
AV |
А5Г |
W’4 In, kV |
де |
Д8, |
ke’(TflP+D |
Тург + 2TV ^vp + 1 |
|||||
Д8р |
W",(D) — k^TvP |
Д5Р |
WAS’(ol kflP |
||
A^{?) Tip2 + 2Tv£vp + 1 |
IPJ T2 ? , О’Т X ~ , I TvP + ZrvSvP + 1 |
Коэффициент усиления по углу наклона траектории в длиннопериодическом движении при отклонении органа управления подъемной силой
|
![]() |
![]() |
Коэффициент усиления по углу наклона траектории в длиннопериодическом движении при отклонении органа управления тягой
Передаточные функции самолета в длиннопериодическом движении по управляющим воздействиям представлены в табл. 3.2.
Передаточные функции самолета в полном продольном вынужденном движении на управляющие воздействия. Рассмотрим модель полного продольного движения самолета при наличии управляющих воздействий
*„(t) = Anxn(t) + BJu^t). (3.118)
Найдем изображение по Лапласу вектора параметров продольного движения самолета
хп(Р) = w;(p) Щ(Р)
где W* (р) = (pi — AJ 1 Вї — передаточная матрица самолета в полном продольном вынужденном движении на управляющие воздействия, элементы которой определяются по отношению к отрицательным отклонениям вектора управлений Ujj(p).
Определение передаточной матрицы W* (р) связано с обращением матрицы (р1-Ап), что при размерности этой матрицы (7 х 7) представляет собой довольно трудоемкую задачу и в аналитическом виде практически не применяется. Поэтому воспользуемся некоторым упрощением процедуры получения передаточных функций с помощью уже полученных результатов для коротк^периодической и длиннопериодической моделей движения.
Рассмотрим процедуру получения передаточных функций по отклонению руля высоты Д5В. Передаточные функции самолета в короткопериоди-
лк лк
ческом движении WAmez(p), W^B(P) и W^B(p) известны и определены в табл. 3.1- Если определить передаточную функцию W^(p), то
W^(p) = w£(p)w£(p). (3.120)
АХ
AS k“’ ¥де*(Р) = —— ■—— :—————— (3.123) Р [ТаР2 + 2Та^аР + 1] |
![]() |
![]() |
Передаточная функция (р) находится из следующих соображений. В короткопериодическом движении Да ^ Аи — АО, поэтому из второго уравнения (2.111) можно получить
Аналогичным образом получают передаточные функции самолета по углу наклона траектории на отклонения органов управления подъемной силой Л5у и тягой Д5р в короткопериодическом движении:
д, k6/+k^/(T9p’+ 1)
W$ (Р) = ‘————————- : —
p[Tup2 + 2Тя£ир + 1]
д5 к8’ + kLyiTeP + 1)
W&(p) =——— —————————
р[т;р2 + 2та^р + 1]
Так как изменение величины А6 происходит при отклонениях Д5К, Л5 , А8р и в длиннопериодическом движении согласно передаточным функциям (см. табл. 3.2), суммарные передаточные функции самолета по углу наклона траектории принимают вид, приведенный в табл. 3.3.
к*>в |
kj* |
[к^кїї./(ТвР + 1)]к*ї(Гвр + і) |
![]() |
![]() |
W(p)
Передаточные функции самолета в короткопериодическом движении по высоте получим с учетом того, что приращение высоты связано с приращением угла наклона траектории следующим образом:
ДЙ = а не ДЄ, |
(3.126) |
|
ан, е = V-. Отсюда |
шде. , ан.9 V° wiH(p) = —= —• Р Р |
(3.127) |
Следовательно, |
||
vC(P) |
k8, V° .„де, . „.да., , — WiH(p) Wie‘(p) _——— т—^—————- . Р2 [ТиР2 + 2Та^ар + 1] |
(3.128) |
Аналогичным образом получим передаточные функции самолета по высоте на отклонения Д8у и Л5р с учетом того, что изменение А6 происходит как в короткопериодическом, так и в длиннопериодическом движении. Эти передаточные функции сведены в табл. 3.4.
Для получения передаточных функций по скорости воспользуемся уравнением длиннопериодического движения (3.22), выразив из него передаточную функцию • самолета по углу наклона траектории:
w£(p)————————- ^ ——— (3.129)
Р — JaV, V — ~ (aV, a + aV, u) Г
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
W-B(P> wrv(prw^P)%2[T, p2 + 2T“y+1](T, p+1). (5.W
Передаточные функции самолета по скорости на управляющие воздействия Д8 Д5у и Д8р получены аналогично и сведены в табл. 3.5.
Таблица 3.4
|
Таблица 3.5
|
м
А аг At?
ДВ
АН
AV
AL
![]() |
![]() |
![]() |
Передаточные функции самолета по пройденному расстоянию получены из уравнения продольного траекторного движения (3.25):
WfL»(p) = WfL(p)W**»(p).
Передаточные функции самолета по пройденному расстоянию на управляющие воздействия Д5Х, Д8у и Д5р сведены в табл. 3.6. На рис. 3.7 показана структурно-динамическая схема управления продольным траекторным движением.
Реакция самолета на ступенчатые отклонения органов управления в продольном короткопериодическом движении. Она зависит от его динамических характеристик, а также от характеристик управляющих воздействий.
Маневр самолета в продольной плоскости совершается энергичным отклонением руля высоты Д8В, органа управления подъемной силой Д8у или органа управления тягой Д8р. При этом закон изменения Д8В, Д8у и Д8р близок к скачкообразному, т. е. ступенчатому. Рассмотрим реакцию само — 92
лета на ступенчатое отклонение руля высоты Д8В. На этапе короткопериодического движения формируются новые значения угловой скорости тангажа (Да>2)уст, угла атаки ЛауСт и нормальной перегрузки Апу уст:
Дюг(,ст = Д&„ lim W (р) = к ^ Д6,,
р-о
L* А«*ует = А5В lim Wg-(p) = к<- аД5в, (3.135)
р-0 z’
ДПуаусТ = Д6В lim WjJ^(p) Wд^*(ір) = к^»ПуаД5в.
Р-*0
Коэффициент усиления по нормальной перегрузке при отклонении руля высоты
(3.136)
Реакция самолета на единичное изменение A5B(t) = 1 (I), изображение которого по Лапласу Д8В (р) = -, описывает переходную функцию, которая
1
Таблица 3.6
|
|
А , / Л«(„иЛы ^“(TeP + 1)
Дюг(р) = Д5В (р) WA ‘ (р) = ■ 1
Да(р) = A5.(p)W^(p) =
k£>
р(ТцР2 + 2Т„1Цр + 1)’
![]() |
Для оценки характеристик продольной устойчивости и управляемости самолета особенно важен переходный процесс по нормальной перегрузке. Перейдем от изображения Дпуа(р) к оригиналу: ‘
|
|
|
|
|
|
Так как передаточные функции по углу атаки и нормальной перегрузке отличаются только коэффициентами усилений, то переходная функция для угла атаки Aa(t) будет иметь аналогичный вид.
Определим динамические характеристики устойчивости и управляемости самолета в продольном короткопериодическом колебательном движении при отклонении руля высоты пилотом.
Период собственных колебаний самолета
^тсТ^ (3.139)
s/1-^
Частота собственных колебаний самолета
Время переходного процесса до практически полного затухания, когда отклонение регулируемого параметра (например, Лпуа и Да) будет отличаться от его конечного установившегося значения (Дпууст, Даусг) не более чем на 5%: .
^зат — г ‘•за
Число колебаний до практически полного затухания
ш 1 /1 /]
чзт _ — у — Sa _ Q. о V 1 4t
![]() |
![]() |
![]() |
Относительное превышение нормальной перегрузки при достижении ею первого экстремального значения
Время срабатывания — время первого выхода регулируемого параметра
управления продольной силой *-.~у. параметров короткопериодического движения имеют вид: ^Лю7(Р) Р |
Пс8′ + к“у V^tO. + *^n. f |
Д5У Иш (P)W^(P) — (С* + С)Д8 |
![]() |
движения на его установившееся значение (ДпУаУСТ)
с V0 ¥
где к5* = — f° kSy
Переходные функции и характеристики продольной устойчивости и управляемости при отклонении Д5у определяются аналогично рассмотренным функциям и характеристикам при отклонении Д5„.
Реакция самолета на импульсные отклонения органов управления в полном продольном движении. Изменение траектории полета самолета в продольной плоскости осуществляется кратковременным отклонением руля высоты Д8„, органов управления продольной силой Д5„ и подъемной силой Д8у, а также органа управления тягой Д8р. При этом закон изменения Д8В, Д8Х, Д5у и Д8р близок к импульсному. Рассмотрим реакцию самолета по траєкторним параметрам на импульсное отклонение руля высоты Д8В. По окончании короткопериодических и длиннопериодических колебаний сформируются новые значения угла наклона траектории Д0уст и скорости AVVCT:
Д0УСГ = Д8. Шп {р W£e"(p)} =
Р О
р-»0
Высота полета ЛН при этом будет медленно изменяться, так как в знаменателе передаточной функции W^h(p) имеется квадрат оператора Лапласа р2. При импульсном отклонении А5Х сформируется новое значение высоты
АНуст = А8Х lim {pWfHx(p)} = ЦХУА5Х.
р-»0
При импульсном отклонении Д5у:
А0УС1 = А6у lim {pW^(p)} = (|£ + k^jk^AS,, p о
AVyci — A5y lim {p W дvv (p)} = (1& + k^) k*/kA5y
p-"0
При импульсном отклонении А5р: .
А0уст = (к% + k^)k^ASp,
AVycr = (к£ + к^жНуДО,
Переходные процессы характеризуются переходными функциями. Качество переходных процессов определяется характеристиками устойчивости и управляемости. Аналогичным образом возникают переходные процессы при отклонении пилотом органа управления по гармоническому закону.